Manley Neo-Classic SE/PP 300B
Замечательный своей простотой прямонакальный триод 300B практически идентичен первому в истории ламповой техники трехэлектродному усилительному прибору Ли де Фореста: нить накала / катод, управляющая сетка и анод. Американская фирма Western Electric, а затем английская Standard Telephones значительно улучшили триод, практически доведя его до совершенства, а также изменив его название с 300B на 4300B. Старая версия лампы (300B) широко использовалась в телефонии.
Энтузиасты аудио открыли для себя настоящее сокровище, когда впервые увидели (и услышали!) 300B. Так начался длительный роман между лампой 300B и музыкой, который прервался много лет спустя, когда американская лампа Western Electric 300B была снята с производства в конце 80-х, что мгновенно сделало лампу раритетом. Цена взметнулась до небес. Впоследствии вспыхнувшая с новой силой страсть к однотактной схемотехнике, положившая начало возрождению 300B, вызвала сильнейшую потребность в ее возобновлении производства, и китайские ламповые заводы просто не смогли устоять от соблазна. Позже выбор расширился в связи с началом производства российских ламп и возрождением подлинных Western Electric в Америке. Фундаментальная простота термоэлектронной эмиссии … прямонакальные триоды … это приворотное зелье для одних и религия для других...
Нарочитый ретро-дизайн в физических пропорциях лампы грушевидной формы вызывают ностальгический настрой. Такая форма появилась неслучайно: нужно было обеспечить определенное расстояние между выходной лампой и входными октальными триодами, чувствительными к фону переменного тока. Выходные лампы также требуют максимального удаления от силового трансформатора, а для снижения фона годится питание нити накала постоянным током. С оглядкой на ушедшие времена и с учетом стоимости ламп актуально медленное нарастание анодного напряжения. Но запросы нового времени диктуют дополнительные требования. В связи с этим вместо обычных в 30-е годы XX столетия 4 - 8 мкФ в сглаживающем фильтре анодного питания SE / PP 300B оснащен массивными конденсаторами общей емкостью 1300 мкФ.
Мотивы возрождения однотактных ламповых усилителей мощностью 5 - 9 ватт понятны: заватывающая середина, деликатные детали, предельная простота схемы. Ложкой дегтя было практически полное отсутствие на рынке высокочувствительных колонок, с которыми однотактный усилитель мог создать полноценную систему. Кроме того, однотактники стоили не меньше дома с участком, в то время как их объективные характеристики невозможно было воспринимать всерьез. По мере роста численности приверженцев триодного звука стали появляться более чувствительные акустические системы, а наиболее радикально настроенные представители «триодоманов» даже требовали отказа от пушпульной конфигурации, как наихудшего из всех зол. Manley Labs возражала против таких огульных обобщений, настаивя на том, что грамотно построенная пушпульная конструкция с тщательно сбалансированными обмотками трансформатора, качественной элементной базой и хорошо продуманной схемотехникой имеет право на существование. При этом однотактная топология также достойна восхищения, но только при условии ее добротного исполнения. К любому усилителю должны предъявляться довольно жесткие требования: ровная аплитудно-частотная характеристика во всем диапазоне и низкий уровень искажений. Не было сомнений, что Manley Labs в состоянии обеспечить такие показатели в тщательно продуманной однотактной конструкции. Эта уверенность послужила стимулом к разработке уникальной схемы, позволявшей «на ходу» увеличить выходную мощность с 18 Вт в параллельном однотактном режиме до 36 Вт в пушпульном. Данная технология по сей день остается уникальной в аудио индустрии.
Выходной трансформатор (вручную намотанный на фабрике Manley) имеет сложную конструкцию и необычайно высокую индуктивность первичной обмотки для компенсации обязательного магнитного зазора. Еще один ключевой вопрос однотактной триодной идеологии - небольшая глубина общей отрицательной обратной связи (ООС), а иногда и полное ее отсутствие. Инженеры Manley Labs полагают, что общая ООС в разумных пределах положительно сказывается на работе усилителя, оптимизируя его характеристики и облагораживая звучание. В конструкции усилителя Neo-Classic SE/PP300B предусмотрено точное, прецизионное переключение глубины ООС от 0 до 10 дБ с шагом 1 дБ. Но даже с нулевой ООС этот усилитель звучит чище и имеет более ровную характеристику, чем любая из известных однотактных моделей других производителей.
Основной положительный фактор ООС связи заключается в том, что она повышает коэффициент демпфирования нагрузки. Распространено мнение, что чем выше коэффициент демпфирования, тем лучше. Опыт Manley Labs говорит о том, что оптимальный коэффициент демпфирования вовсе не стремится к бесконечности, а скорее зависит от акустических систем, помещения и вкусов слушателя. Другими словами, наиболее оптимальным является переменный коэффициент демпфирования, который реализован в SE / PP 300B. Этот усилитель устроит своим звучанием любого истинного любителя музыки. Не следует лишь забывать о чувствительности колонок и размерах помещения, памятуя, что речь идет о сравнительно небольшой (менее 50 Вт) выходной мощности.
Притом что ретро-дизайн высоко ценится дилерами, аудиофилами и рецензентами, усилители линии Neo поднимают вопросы конструкции и звучания на новый уровень. В 2000 старые модели «Ретро» были полностью переделаны Митчем Марголисом (Manley Labs), и появилась новая версия Neo-Classic.
Технические характеристики:
- используемые лампы: 2x 300B (выходные), 1x 6SN7 (драйверная), 1x 6SL7 (входная), 2x 5AR4 (выпрямительные). В устройствах, выпускавшихся до 2011г., применялись выпрямительные лампы 5U4
- выходная мощность: 1кГц, 5дБ ОС, однотактный (SE, Single-Ended) режим: 11Вт, 3% КНИ
- выходная мощность: 1кГц, 5дБ ОС, двухтактный (PP, Push-Pull) режим: 24Вт, 1.5% КНИ
- диапазон воспроизводимых частот: 5дБ ОС, однотактный режим: 15Гц - 15кГц +/-0.5дБ (измеренный на 5Вт)
- диапазон воспроизводимых частот: 5дБ ОС, двухтактный режим: 10Гц - 20кГц +/-0.5дБ
- коэффициент усиления: однотактный режим, 0дБ ОС: 30дБ
- коэффициент усиления: однотактный режим, 10дБ ОС: 20дБ
- входная чувствительность: 5дБ ОС, однотактный режим: 700мВ для макс. мощности
- входная чувствительность: 5дБ ОС, двухтактный режим: 450мВ для макс. мощности
- входная чувствительность: 5дБ ОС, однотактный режим: 165мВ для 1В на выходе при 8Ом
- входная чувствительность: 5дБ ОС двухтактный режим: 160мВ для 1В на выходе при 8Ом
- отношение “сигнал-шум”: однотактный режим: 83.5дБ, 1Вт; 2.83В//8Ом, 20кГц BW; 5дБ ОС
- отношение “сигнал-шум”: двухтактный режим: 85.4дБ, 1 Вт; 2.83В//8Ом, 20кГц BW; 5дБ ОС
- динамический диапазон: однотактный режим: 94дБ, 3% КНИ; 20кГц BW; 5дБ ОС
- динамический диапазон: двухтактный режим: 99.5дБ, 1.5% КНИ; 20кГц BW; 5дБ ОС
- входное сопротивление: 100кОм, direct coupled
- рекомендуемая нагрузка (переключаемая): 4-12Ом диапазон подходит для 4 и 8Ом акустических систем, 12-20Ом диапазон подходит для 16Ом акустических систем
- действительное выходное сопротивление (однотактный режим): 2.25Ом
- действительное выходное сопротивление (двухтактный режим): 1.86Ом
- коэффициент демпфирования (однотактный режим): 3.5
- коэффициент демпфирования (двухтактный режим): 4.3
- максимальная потребляемая мощность: 240Вт
- частота сетевого напряжения: 50-60Гц
- источник питания, установленный на заводе, рассчитан на страну-импортера и соответствует предъявляемым ею требованиям к электротехническому оборудованию
- сетевой предохранитель: 220-240В - MDA 1.5А SLO-BLO (медленно перегорающий предохранитель), керамический
- предохранитель B+: MDA 400мA SLO-BLO, керамический
- подсветка логотипа: в устройствах, выпускавшихся до 7.2003, применялись 8В, 0.3A “лампочки-предохранители” (“Fuse-Lamp”) 0,25" х 1,25"; в устройствах с серийным номером, следующим за NSEPP314, используется светодиодная (LED) подсветка, которая с бóльшей долей вероятности со временем не выгорит и прослужит дольше
- размеры (ШхГхВ, см): 27 х 59 х 23 (учитывая выступающие переключатели и прочие элементы конструкции)
- вес брутто: 19кг/моноблок