Cardas EM5813
В названии первых наушников компании Cardas все имеет смысл. EM означает Ear Mirror (слуховое зеркало), а 5813 – часть последовательности Фибоначчи. Многие недостатки Model 1 как портативного устройства можно объяснить своеобразным подходом к их проектированию.
Громоздкий, негибкий и тяжелый кабель традиционно для Cardas выполнен из жил различного сечения, а форма корпусов вкладышей и отверстие на внешней стороне рассчитаны так, чтобы быть как бы зеркальным отражением слухового канала.
«Золотой» принцип лежит, конечно же, в основе фирменного кабеля, навитого медными жилками разного сечения и облачённого в текстильную защитную «рубашку» с утолщением, которое вряд ли служит украшением — скорее, это простой радиочастотный фильтр.
А теперь присмотритесь к форме капсул. Если снять с телефонов уплотнительные втулки из силикона, вы увидите, что обращённая к слуховому каналу часть напоминает обратный рупор, притом его раструб тоже рассчитан с учётом «золотых» пропорций. И последняя деталь — отверстие на внешней стороне. Сечение этого компрессионного канала, как утверждается, также выбрано не случайным образом. Капсула такой формы, вставленная в ухо, по акустическим характеристикам как бы зеркальна слуховому каналу. И только так, по мнению Джорджа Кардаса, можно добиться точного воспроизведения. Потому наушники и называются Ear Mirror.
Драйвера динамического типа и собираются на фабрике Cardas из заказанных на стороне компонентов. Плёночные мембраны, например, приходят из Японии, литые из особых сплавов детали изготавливаются в Италии и Германии, магниты — в Китае и т.д. Чехольчик с магнитной застёжкой из натуральной кожи с золотой строчкой тоже вряд ли шили на Cardas.
Прилагаемые двойные втулки жестковаты, входят в слуховые каналы с трудом, чем вызывают лёгкий дискомфорт. Но дальше… Эти телефоны вызывают настоящий шок своей гиперчувствительностью. Как нагрузка они невесомы для любого плеера или телефонного усилителя. Будьте предельно осторожны с регулировками громкости. Учтите эту особенность, если ваш ноутбук или мобильный телефон помимо воспроизводимой музыки подмешивает в звуковой канал ещё и служебные сигналы. И уж точно не стоит проверять SPL — может оказаться так, что ваши уши выйдут из строя раньше, чем Cardas.
В звучании подкупает полное отсутствие признаков частотного, динамического и даже пространственного ограничения. Обычно при прослушивании в наушниках вставного типа никак не можешь отделаться от иллюзии схлопнувшегося масштаба — всё музыкальное действо, как правило, сокращается до размеров твоего черепа. А в EM5813 испытываешь невиданный ранее эффект: понимаешь, что ты снова попал в иное звуковое измерение, но всё слышимое кажется не лилипутским, а нормальным, полноразмерным! Может, это и есть результат работы «слухового зеркала»?
По уровню микродинамического разрешения наушники Cardas немного не дотягивают до эксклюзивных арматурных или электростатических конструкций, но в «динамической лиге» они точно претендуют на звание лучших. Особенно впечатляют чёткость и чистота передачи в верхнем регистре, хотя эта часть диапазона субъективно имеет плавный завал ВЧ (порядка -3 дБ на 14 — 16 кГц) — каждый дискант узнаваем, точно очерчен, лишён подкраски. Середина, немного акцентированная в диапазоне 200 — 400 Гц (что даже хорошо для тех, кто часто летает самолетами и любит слушать музыку на высоте), также очень разборчива — все тональные оттенки предстают во всей красе. Но есть у такого суперразрешения и обратная сторона. Если наушники подключить к посредственному плееру, вы услышите и то, как шумят и зудят все его простенькие цифровые потроха.
Двойственное впечатление осталось от баса. Нижней границы воспроизведения у EM5813, кажется, нет вообще. Без труда прослушиваются даже неуловимые инфранизкие составляющие. Но утверждать, что бас у телефонов Cardas линеен, я бы не взялся. И в паре с ноутбуком со стандартным выходом, и со смартфоном, наделённым довольно мощным телефонным усилителем, возникло желание чуть ослабить область от 40 до 80 Гц, а резкий ударный бас в полосе 125 — 160 немного выделить — всё ради большей рельефности. Однако с аудиофильским цифровым плеером нижний регистр зазвучал принципиально иначе — вышел более «рубильным» и менее пластичным.