AudioValve ASSISTENT 30
Интегральный усилитель, ламповый, выходная мощность: 2 х 40 Вт, ламповая комплектация: 2 х 12AU7, 2 х 12AX7, 8 х QQE 03/12 (SIEMENS), диапазон частот: 20 Гц- 50 кГц (+/-3 дБ), соотношение сигнал/шум: 90 дБ, гармоники: 1%, коэффициент демпфирования: 25, габариты: 220 х 230 х 360 мм, вес: 12 кг, варианты цветов: черный.
Конструктивно «тридцатый» Assistent представляет собой плату, расположенную примерно посередине черного параллелепипеда корпуса. Так и напрашивается ассоциация с уровнем ватерлинии. Тогда, обыгрывая ассоциацию, скажем, что в «трюме» расположились силовой и выходные трансформаторы. Последние — UL610114 фирмы Pikatron, и это (не считая размещения RCA-входов) единственные из компонентов, нарушающие осевую симметрию. Без видимых на то причин. Впрочем, поскольку «веер» вентиляционных отверстий находится выше, это не заметно.
На «палубе» платы попарно в два ряда разместились лампы 12AX7 и 12AU7, ответственные за предварительное усиление и фазовращение. Далее в колонну по два разместились лучевые тетроды QQE 03/12 от компании Siemens. Их российские аналоги ГУ-17 были использованы в «старшем брате» — усилителе Assistent 100, окотором мы писали чуть больше года назад. Но там они выполняли функцию межкаскадного усиления, а в «тридцатке» «кукушка» исполняет роль оконечного каскада. Следует добавить, что QQE03/12, помимо применения в медицинских приборах и радиостанциях, как и тетрод ГУ-17, используются в музыкальной сфере (все те же гитарные комбики) и в радиолюбительских поделках, где их оценивают на порядоквыше отечественного аналога — в частности, по устойчивости к механическим вибрациям. Надеюсь, что их характеристики по устойчивости к ЭМИ никому из нас не пригодятся.
По некоторым слухам, господин Беккер скупил все остатки этой special military-серии, обеспечив тем самым будущее своему проекту на несколько лет вперед. Обычно у подобных решений есть две простые и ясные цели. Во-первых, ответственный подход и обеспечение не только предпродажного, но и сервисного обслуживания. Во-вторых, зачастую это банальная монополия на сформировавшийся спрос. Лампы не вечны. Рано или поздно их придется менять — по цене продавца-монополиста. Впрочем, вся деятельность AV, ценовая политика компании и личностные качества Х. Беккера свидетельствуют о том, что данный шаг — это именно ответственность перед конечными клиентами и забота об их комфорте. Напомним, что его инженерному таланту принадлежит идея системы ABR, которая сочетает в себе достоинства ручной подстройки тока смещения лампы с удобством автоматической схемы. И позволяет не только эксплуатировать лампы в оптимальном режиме, но и использовать в комплементарных парах не подобранные специальным образом лампы с весьма различающимися параметрами. Вплоть до использования ламп разных серий. Оставим последнее утверждение на совести разработчика. Лично я склонен ему доверять. Какой русский не кидал гвозди на клеммы аккумулятора и не подкладывал монеты на рельсы? Жажда познания не только раздвигает границы окоёма, но и зачастую заставляет законы физикиподвинуться. Но что-то мне подсказывает, что военно-конверсионная серия будет страдать разбросом параметров по минимуму. В любом случае, кроме Siemens, эти лампы выпускал целый ряд компаний — и найти если не немецкие, так чешские лампы труда не составит.
За удержание параметров лампы в заданных границах традиционно отвечают операционники UA 741, каждый из которых «сопровождает» светодиод, свечение которого означает приговор соответствующей лампе. Надежно и удобно. Отпадает необходимость мониторить токи смещения, и при этом нет опасности пропустить момент замены.
Верхняя крышка — традиционный для компании-производителя «сэндвич» из металла и акрила — закреплена по углам четырьмя массивными цельноточеными винтами-барашками цвета gold. На передней панели расположены «крутилки» селектора входов и регулятора громкости, с клавишей включения между ними. «Золото» крутилок придает изрядный лоск конструкции, несмотря на скромное количество органов управления.
Переключение входов происходит при помощи реле, расположенных на малой платенепосредственно у RCA-входов. Потенциометр — классика жанра, Alps. Из излишеств— разве что выход на запись. Даже возможность ДУ принесена на алтарь аудиопуризма.В целом конструкция получилась лаконичной, изящной, самобытной. В лучших традициях AudioValve. Что называется, ни убавить, ни прибавить.
Данное прослушивание фактически было первым знакомством с аппаратом — однакосказать, что пришлось оценивать звук ab ovo, было бы не совсем правдой. Память услужливо предъявляла не очень далеко убранные впечатления о «сотом» «Ассистенте». Притом, что это вроде бы совершенно разные аппараты, отмечаю для себя первое поразительное впечатление — четкий, упругий бас. Он красив и в то же время не ассоциируется с височной болью. Он того свойства, которое заставляет подвыкрутить регулятор громкости, чтобы воспринимать «So Far Away» Dire Straits всем телом. Звучание плотное, осязаемое, но при этом напрочь лишенное ламповой вальяжности. Звук трубы в «Your Latest Trick» струится по комнате, выходя далеко за пределы акустических систем. Прослушивание оставляет двойственное впечатление. Порой мне кажется, что я слышу фирменный почерк усилителя, а порой ловлю себя на том, что вроде бы никакого усилителя и нет вовсе. Вот сидит Аллан Тейлор и наигрывает тихонько «Сolour To TheMoon». И глаза видят стойку с аппаратурой, а закроешь — и воображение послушно рисует образ музыканта, а слух свидетельствует, что эта реальность реальней действительности.
В попытке очертить круг предпочтений Assistant 30 ставлю «Tommy’s Theme» от электронных кудесников Noisia, изобилующую звуками с явно угадывающейся «подложкой» из «Requiem». Размеренное вступление «Could This Be» сменяется барабанными «сполохами», которые дают возможность оценить динамические параметры усилителя. Они очень достойны и весьма показательны для лампового аппарата. Подобной расторопности порой недостает и некоторым твердотельным конкурентам. И пусть инфранизкий бас — явно не стезя нашего тестируемого, но, принимая во внимание конструкцию, размеры и указанную в паспорте потребляемую мощность, было бы странно ожидать иного. Тем не менее, повторюсь, лично мне баса было достаточно. Правильный выбор акустических систем может нивелировать этот нюанс и в полной мере дать раскрыться заявленным 40 ваттам на канал.
«О, Фортуна» из «Carmina Burana» заставляет вслушиваться в каждый удар, в каждуюноту, захватывая дух, пробуждая изнутри чувство сопричастности, поражая величием и неумолимостью вращения Колеса Фортуны. Мне доводилось слышать мнение о том, что самое главное в музыке невозможно записать нотами. И я склонен согласиться с тем, что добросовестное воспроизведение содержимого нотной тетради ценно исключительно в качестве упражнения для развития навыков. Настоящий музыкант всегда немного волшебник. И для аппаратуры важно умение передать это волшебство. Не растерять то, что написал автор. Сохранить то, что вдохнул исполнитель. Мои бдения над усилителем с записями барочной музыки для меня были показательны. И хотя слово «волшебство» по отношению к музыке я предпочитаю закавычивать, но есть в этом аппарате своя магия, делающая работу приятной, а процесс прослушивания необременительным.
Живые инструменты прекрасно воспроизводились «тридцатым» во всем блеске и богатстве тембров. Медь звенела, гитарные флажолеты парили, виолончель густо сочилась красками, гобой заполнял комнату волнами ностальгии. Доницетти и Брамс, Равель и Сен-Санс — кажется, что для «тридцатого» невозможного мало.
А потому со всем уважением отправляем когорту классиков на почетное место в собрании компакт-дисков — и достаем с полки титулованных хулиганов. Rolling Stones умудрились не только оттянуться на всю катушку, создав при этом вереницу вневременных хитов, но еще и не забыть об уровне звукозаписи. Не иначе как даже не сомневались в грядущем успехе. «Paint It Black» — доказательство того, что и рок нашему сегодняшнему подопечному вполне по зубам. От психоделики, приправленной ситаромБрайана Джонса, до «Параноида», приправленного всем, чем в те годы имели обыкновение приправлять. Порадовала и «молодежь» в лице The White Stripes, Korn и Dream Theater. Свежо. Напористо. Смело. Адекватно.
Блюзовая подборка была просмотрена не то что бы бегло... однако к этому моменту основные выводы уже были сделаны. Так что, можно сказать, блюз я слушал, скорее, радиудовольствия, чем по необходимости. Каждый из заклятых друзей — и Хаулин Вулф, иМадди Уотерс — по-своему интересен и неповторим. А «Mannish Boy» Уотерса — это просто фантастика! Вещь, достойная пера самого Роберта Джонсона, доживи он до времени братьев Чесс. Тембр одной из первых электрических гитар воспроизведен мощно и вместе с тем очень бережно. В этот самый момент мне вдруг показалось, что мастер Хельмут, должно быть, время от времени балуется именно с блюзовой гитарой. Но это уже совсем другая история.
Вывод: AudioValve Assistent 30 заслуживает внимания всех, кто ищет серьезный и достаточно универсальный инструмент. Его способности простираются на все жанры и стили — кроме, пожалуй, самых утяжеленных. В остальном же он готов порадовать будущего владельца крайне привлекательным сочетанием музыкальных качеств и демократичной ценой. И, что важно, эта цена не будет иметь тенденции со временем удвоиться. Потому как цены на применяемые в Assistent 30 лампы более чем доступны, а качество немецкой сборки пока еще не нуждается в оговорках.
Технические характеристики AUDIO VALVE Assistent 30:
- Производитель AUDIO VALVE (Германия)
- Тип устройства Интегральный усилитель
- Потребляемая мощность, Вт 150
- Количество каналов 2
- Мощность 8 Ом 2 х 40
- Частотный диапазон, Гц-кГц 20 - 50
- Соотношение с/ш, дБ 90
- Коэффициент гармоник, % 1
- Ламповая комплектация 2 х 12AU7, 2 х 12AX7, 8 х QQE 03/12 (SIEMENS)
- Демпинг фактор 25
- Пульт ДУ Есть
- Соединительные разъемы вход
- Аналоговые аудио 5 x RCA
- Соединительные разъемы выход
- Аналоговые аудио 1 x RCA
- Акустические 2 пары
- Цвет Черный
- Габариты, мм 220 х 230 х 360
- Вес, кг 12
- Гарантия 12 месяцев